Одним из условий надежной работы жесткой ошиновки ОРУ является обеспечение ветровой стойкости и эффективности отстройки (подавления) устойчивых ветровых резонансных колебаний (эоловых вибраций). Однако определение этих параметров вызывает трудности ввиду сложности проведения натурных испытаний.

В соответствии с требованиями СТО 56947007-29.060.10.005-2008 и СТО 56947007-29.060.10.006-2008 Научно-техническим центром «Электроинжиниринг, Диагностика и Сервис» разработаны экспериментально-аналитические методы определения ветровой стойкости и проверки эффективности отстройки от эоловых вибраций, а также необходимая приборная база, позволяющие в сжатые сроки оценить эти параметры, как на опытных пролетах, так и на шинных конструкциях в действующих электроустановках. Методика основана на экспериментальном определении параметров шинных конструкций при свободных колебаниях ошиновки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Измерения свободных колебаний проводятся датчиком и фиксируются осциллографом и компьютером.

Осциллограф
Возникновение вихревой дорожки Кармана при ветровом воздействии

Основные рабочие параметры датчика:

Напряжение питания

5,00 В

Потребляемый ток
2,2 мА
Рабочая температура

— 40 ÷ +100 °С

Диапазон частот

0,1 ÷ 50 Гц

Погрешность

5 %

По осциллограммам свободных колебаний определяется частота основной формы колебаний и логарифмический декремент ее затуханий. Аналитически определяются напряжения в материале шины и нагрузки на изоляторы при максимальных скоростях ветра с учетом динамической (пульсирующей) составляющей нагрузки. При скоростях ветра близких к резонансной скорости оценивается максимально возможная амплитуда колебаний шин при эоловых вибрациях, которая сопоставляется с допустимым значением амплитуды (которое определяет границу устойчивых колебаний). При необходимости разрабатываются рекомендации по изменению конструкции гасителя вибраций, параметров шин, а также шинодержателей.

Снятая осциллограмма колебаний жесткой ошиновки

Разработанные подходы позволили успешно внедрить шинные конструкции различного исполнения в ОРУ напряжением 110, 220, 330 и 500 кВ, обеспечив необходимую эксплуатационную надежность.

В этом направлении ООО НТЦ «ЭДС» выполняет следующие работы:

  • разработку программы испытаний;
  • измерение прогибов шины ОРУ при ветровых нагрузках (при полевых испытаниях);
  • определение параметров ошиновки при свободных колебаниях;
  • расчет ветровой стойкости и амплитуды колебаний при эоловых вибрациях;
  • оценку эффективности подавления ветровых резонансных колебаний;
  • разработку рекомендаций по устранению вибраций и повышению стойкости ошиновки.